Михаил Александрович Врубель – русский художник, известный своей невероятной универсальностью: за свою жизнь он смог поработать практически во всех видах и жанрах художественного творчества – живописи, графике, скульптуре, театральном искусстве. Элементы мистики, загадочности, сказки, свойственные раннему русскому символизму, соединялись в его творчестве с поисками монументального стиля и орнаментализмом, характерными для модерна, а также традициями классической живописи.
|
Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске, где служил его отец-военный. Прадед художника был родом из Белостока (Польша), отсюда и необычная фамилия (от польск. wróbel — воробей). В связи с работой отца семье Врубелей приходилось часто переезжать с места на место. Одним из таких городов был Харьков, где маленький Миша научился читать и увлекся книжными иллюстрациями, а к 10 годам уже явно демонстрировал художественные способности. Когда Врубели переехали в Саратов, для углубленного изучения живописи отец пригласил Михаилу учителя местной гимназии А.С. Година. В гимназию Врубель поступил в Петербурге, а после очередного переезда продолжил обучение в Одессе. Там он проявил себя как разносторонняя личность, ему легко давалась учеба, особенно литература и иностранные языки. Живописью мальчик тоже продолжал увлекаться, но она не была на первом плане и заниматься этим профессионально он не помышлял.
|
|
|
|
В 1875 году Михаил Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета, как полагают биографы, отдавая дань семейной традиции и не желая перечить воле отца. Однако к 24 годам молодой человек вдруг осознал, что карьера военного юриста его совсем не привлекает, и начал усиленно готовиться к поступлению в Академию художеств. После окончания университета, пройдя все трудности годовой воинской повинности, он вопреки воле отца поступил в Академию. Там будущий художник оказался в своей тарелке: педагоги отмечали его острое чувство формы, цвета, умение передать самую сложную фактуру. Поэтому именно Врубелю по рекомендации преподавателей Академии предложили принять участие в реставрации фресок в средневековом монастыре под Киевом. Он соглашается и приступает к работе с упоением. Однако вскоре канонический жанр в своих узких рамках перестает интересовать художника, это сказывается на работе. Впервые в это время Врубель обращается к образу Демона. Заказчик остается недовольным экспериментами Врубеля, и он в 1889 г. уезжает в Москву.
|
|
|
|
Поначалу дела у Михаила Врубеля в Москве шли неважно, картины плохо продавались. Однако знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым несколько улучшило плачевное финансовое состояние Врубеля, он покупает несколько его картин, знакомит с московскими художниками. Врубель возвращается к «демонической» теме: наряду с другими живописцами создает иллюстрации к двухтомнику сочинений М.Ю. Лермонтова и отдельно пишет большое полотно «Демон сидящий». В 1890 г., побывав в гончарных мастерских С. Мамонтова в с. Абрамцево, Врубель всерьез увлекся керамикой: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых. Врубель вновь показал себя как разносторонний художник и на сей раз оказался востребован.
|
|
|
Но тяжелая душевная болезнь, заставившая его лечь в психиатрическую клинику, личные трагедии живописца (у него умер отец, а сын родился с заячьей губой), в начале XX века вновь погрузили Врубеля в творческий кризис, апофеозом которого стала картина «Демон поверженный» - ее, уже полностью готовую, он раз за разом переписывал заново.
|
|
|
|
В последние дни жизни Михаил Александрович будто намеренно приближал смерть: он часами простаивал перед открытой форточкой, впуская в комнату морозный воздух. Тем самым он спровоцировал у себя заболевание легких, позже перешедшее в чахотку. Умер Врубель 1 (14) апреля 1910 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
|
|