Василий Васильевич Верещагин – русский живописец, один из ярких представителей жанра батальной живописи, самым известным творением которого является поражающая своим психологизмом картина «Апофеоз войны». При этом у него немало других не менее интересных работ, так или иначе связанных с военной тематикой, по-своему раскрывающих личность этого необычного художника.
|
Родился Верещагин в 1842 году в Череповце, в семье помещика. Как и его родным братьям, мальчику с детства прочили карьеру военного, для чего он был направлен на учебу в Кадетский корпус в Петербурге. Василий с отличием окончил его в чине гардемарина, но становиться кадровым военным все же не захотел, а решил воплотить давнюю мечту – стать художником. Уйдя в отставку, в 1860 году Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств. Но и там он, не удовлетворенный системой преподавания, долго не задержался и через три года прервал обучение. Уехал сначала на Кавказ, потом в Париж, где учился рисованию в мастерской Ж.Л. Жерома, и все это время нарабатывал свою собственную манеру живописи. Вернувшись в Петербург в 1866 году, Василий получил предложение генерала К. П. Кауфмана стать армейским художником. Так он оказался в Средней Азии, где в 1868 году принял участие в боевых действиях – обороне Самаркандской крепости от восставших местных жителей, за что впоследствии получил Орден Святого Георгия 4-го класса. В это время у Верещагина родилась так называемая «туркестанская серия», включающая в себя тринадцать самостоятельных картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка, которые были показаны на персональной выставке Василия Васильевича в Лондоне в 1873 году, а позже – в Москве и Петербурге. Среди них был и знаменитый «Апофеоз войны», написанный в 1871 году.
|
|
|
|
В 1874 году Верещагину присваивают звание профессора Императорской академии художеств, от которого тот, впрочем, отказался. Затем Василий Васильевич два года живет в Индии, временами выезжая в Тибет. Узнав о начале русско-турецкой войны в 1877 году, Верещагин тут же принимает решение участвовать в ней, оставив свою парижскую мастерскую, где он работал в последнее время. Художника причислили к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией, при этом дав право свободного перемещения по войскам, и он это право использует вовсю, хоть и с риском для жизни – во время одного из сражений Василий Васильевич был тяжело ранен. Позже в Париже будет создана так называемая «балканская серия» картин Верещагина, насчитывающая 30 работ, в которых художник показал войну без прикрас, напомнив о той высокой цене, которую заплатили русские войска на Балканах.
|
|
|
В 1880-е годы Василий Верещагин снова путешествует по Индии, потом – по Сирии и Палестине, после чего пишет серию картин на евангельские сюжеты. В 90-х гг. он поселяется с семьей в Москве, но странствующая душа вновь зовет художника в путешествие – уже по русскому Северу. В начале XX в. Верещагин опять выезжает за границу, посещает Филиппины, Кубу и США, где для картины "Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот" ему позирует сам президент Америки.
|
|
|
В начале русско-японской войны художник не смог остаться в стороне и поехал на фронт. 13 апреля (13 апреля) 1904 года он вместе с адмиралом С.О. Макаровым вышел в море на флагмане-броненосце "Петропавловск", чтобы потом запечатлеть момент сражения, но корабль был взорван на внешнем рейде Порт-Артура. Свои вопросы вы можете задавать на форуме по ссылке.
|
|