KanzOboz.ru - независимое сообщество профессионалов индустрии канцелярских и офисных товаров
О проектеТехникаИсторияМастер-классыОбсуждения

Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист и представитель академизма родился 12 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. В семье академика орнаментальной скульптуры П.И. Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

 

С раннего детства, несмотря на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего обучить мальчика живописи, осваивал навыки, необходимые для будущей профессии. Он рисовал людей и животных в разных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушел в отставку, часто помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими различными заказами.

 

В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казенное содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одаренным учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь и закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей.

 

Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства», созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим Советом образцом для копирования. В 1819 году молодой художник создал еще одну известную картину «Нарцисс, смотрящий в воду».

Гений искусства, 1817-1820
Гений искусства, 1817-1820
Нарцисс, смотрящий в воду, 1819
Нарцисс, смотрящий в воду, 1819
Создав по просьбе заказчиков из Общества поощрения художников картины «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы.
Эдип и Антигона, 1821
Эдип и Антигона, 1821
Брюллов посетил множество городов Европы, но Италия ему нравилась больше всего, и он провел в стране более 12 лет. Именно здесь Брюллов состоялся как художник, стал известным и популярным мастером.
Жизнь в Италии протекала бурно и весело. К 1829 году Брюллов официально разорвал контракт с обществом поощрения художников, которое снабжала художника средствами на жизнь. Возможно, этому способствовал заказ у Брюллова картины «Последний день Помпеи» русским богачом Демидовым, которую Брюллов рисовал 6 лет.
Последний день Помпеи, 1833
Последний день Помпеи, 1833
Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Для русской живописи эта работа стала новаторством в первую очередь из-за сюжета, изображавшего не выдающуюся историческую личность, а целый народ в часы трагедии. Император Николай I, увидев картину, пожелал лично видеть Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение возвращаться на родину. В 1836 году Брюллов вернулся в Петербург. В Петербурге живописца ожидал торжественный прием в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи».
С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утвержденную Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году».
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1839-1843
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году, 1839-1843
В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Многие считали за честь быть запечатленными прославленным мастером. Его перу этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати и так называемые «интимно-камерные портреты» выдающихся людей своего времени, отличавшиеся более глубокой и осмысленной трактовкой образа модели.
Портрет баснописца И.А. Крылова, 1839
Портрет баснописца И.А. Крылова, 1839
Портрет княгини Е. П. Салтыковой, 1841
Портрет княгини Е. П. Салтыковой, 1841
В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы». Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Однако тяжелая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ. Его просьба была удовлетворена.
27 апреля 1849 года по настоянию врачей Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра. В этом же году художник вернулся в Италию, а весной и летом 1850 года посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи, а затем окончательно вернулся в Италию.
Карл Павлович скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. Похоронен художник на протестантском кладбище Монте Тестаччо.
Свои вопросы вы можете задавать на форуме по ссылке.
Карл Брюллов