KanzOboz.ru - независимое сообщество профессионалов индустрии канцелярских и офисных товаров
 
 
О проекте Техника История Мастер-классы Обсуждения

Святослав Рерих

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих. Он рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Рисовальной школы Общества поощрения художеств, проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.

 

С 1913 по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования. В двенадцать лет Святослав уже помогал отцу, художнику Николаю Рериху натягивать на подрамники холсты и готовить краски. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам.

Деревенская заводь, 1910-е
Деревенская заводь, 1910-е
У моста, около 1916
У моста, около 1916
С 1916 по 1918 год он вместе с семьей живет в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца. С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь».
В США Святослав Рерих продолжает архитектурное образование, сначала в школе Колумбийского университета на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем Гарвардского университета, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В это же время занимается живописью, книжной иллюстрацией и графикой.
В 19 лет, в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В том же году впервые посетил Индию.
В 1924 году вернулся из Индии в США, где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром».
В Америке, наряду с выполнением многочисленных общественных обязанностей, продолжает занятия живописью, критики начинают замечать его художественный талант. В Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой. В 1925 году ему была присуждена высшая награда — Гран при на выставке в Филадельфии, посвященной 150-летию этого города, где экспонировалось около ста его произведений.
Гималайский пейзаж, 1924
Гималайский пейзаж, 1924
Закончив учебу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно проживает в Индии, переехав из США к своей семье. В Индии он принимает активное участие в ее общественной и культурной жизни и все больше времени отдает живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах.
Наряду с пейзажами пишет много портретов. Является автором около 30 портретов своего отца. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», написанный в 1933 году, считается одной из самых ярких и значимых картин в творчестве художника. Огромные во весь рост портреты премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели.
Пандит Джавахарлал Неру, 1942
Пандит Джавахарлал Неру, 1942
В 1944 году Святослав Рерих встретился с одной из самых почитаемых киноактрис 1930-х, начала 1940-х годов Девикой Рани, когда в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику. В 1945 году Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Куллу.
Девика Рани Рерих, 1951
Девика Рани Рерих, 1951
В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И. М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой войны Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
После 1947 года Святослав Рерих проводит работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря усилиям Святослава Рериха в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет Святослав Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.
Вечная жизнь, 1954
Вечная жизнь, 1954
Мой дом, 1971
Мой дом, 1971
Святослав Рерих неоднократно бывал в СССР. Каждый его приезд был заметным событием советской, а затем и российской культурной жизни. В 1984 году Святослав Рерих со своей женой Девикой Рани участвовал в трехдневной международной конференции в Москве, посвященной вкладу семьи Рерихов в мировую культуру. В это же время он открыл юбилейную выставку в связи со 110-й годовщиной со дня рождения отца и своим 80-летием. Эти даты триумфально отмечались в СССР в течение года. Именно тогда было принято решение о создании Музея имени Н. К. Рериха. В 1987 году в Кремле состоялась дружеская встреча с М. С. Горбачевым и его супругой. В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов).
Встреча Святослава Рериха с Михаилом и Раисой Горбачевыми в Москве, 17 ноября 1989
Встреча Святослава Рериха с Михаилом и Раисой Горбачевыми в Москве, 17 ноября 1989
Святослав Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года и был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре, и впоследствии рядом с ним была похоронена его супруга Девика Рани Рерих.
Свои вопросы вы можете задавать на форуме по ссылке.
Святослав Рерих