KanzOboz.ru - независимое сообщество профессионалов индустрии канцелярских и офисных товаров
О проектеТехникаИсторияМастер-классыОбсуждения

Пабло Пикассо

25 октября 1881 года в городе Малага, в Испании родился Пабло Диего Хосе Франсиско Де Паула Хуан Непомусено Мария Де Лос Ремедиос Сиприано Де Ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, вошедший в историю мирового искусства под именем Пабло Пикассо.

 

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца — учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьезную картину маслом, «Пикадор», с которой он не расставался в течение всей жизни.

Пикадор, 1889
Пикадор, 1889
В 1891 году дон Хосе получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и юный Пабло вместе с семьей переехал на север Испании, где он обучался в местной школе искусств (1894—1895). Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее, по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдал все экзамены и поступил в Ла-Лонху. Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбрал фамилию матери — Picasso.
В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Свое пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции Музея Прадо, а не для учебы в академии с ее классическими традициями, где Пикассо было тесно и скучно.
В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, там он вступил в художественное общество Els Quatre Gats, по названию богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе в 1900 году прошли его две первых персональных выставки. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касахемасом и Хайме Сабартесом, которые впоследствии стали персонажами его полотен.
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко подействовало на молодого Пикассо.
В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре».
Любительница абсента, 1901
Любительница абсента, 1901
Девочка на шаре, 1905
Девочка на шаре, 1905
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов.
Семья акробата с обезьяной, 1905
Семья акробата с обезьяной, 1905
От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и деструкция натуры, односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Жоржем Браком. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921.
Авиньонские девицы, 1907
Авиньонские девицы, 1907
Начало Первой мировой войны, расколовшей мир на части, смерть любимой женщины – Марсель Умбер (Евы), сложные отношения с друзьями и близкими, заставили Пикассо заново переосмыслить свою жизнь и творчество. С 1917 года в творчестве Пикассо наступает этап, нашедший выражение в тесном сотрудничестве с труппой Русского балета С. Дягилева, выступавшей в то время в Париже. Работа в качестве театрального художника предоставила Пикассо новые возможности для творчества и оказала влияние на дальнейшее его развитие. Помимо творчества, перемены наступают и в личной жизни Пикассо. Во время работы в Риме над декорациями к «Параду» художник находит новое длительное увлечение в лице русской балерины Ольги Хохловой.
Портрет Ольги в кресле, 1917
Портрет Ольги в кресле, 1917
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму. Вдобавок ко всему, в 1927 году Пикассо встречает свою новую музу – Марию-Терезу Вальтер.
Женщина с цветком, 1932
Женщина с цветком, 1932
В 1936 году в Испании вспыхнула Гражданская война. В 1937 году симпатии Пикассо на стороне республиканцев, борющихся в Испании. Как истинный патриот, Пабло Пикассо не мог остаться в стороне от происходящих событий. Он не боролся с врагом на поле боя, не бросался на баррикады. Художник делал то, что умел лучше многих – с кистью в руках он выражал свою позицию посредством картин, своими полотнами вдохновлял сражающихся и обличал совершаемые против человечества преступления.
Мечты и ложь генерала Франко, 1937
Мечты и ложь генерала Франко, 1937
Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры, скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи. В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах. В 1950 году он рисует знаменитого «Голубя мира».
Голубь мира, 1950
Голубь мира, 1950
Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году и которая родит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству.
Завтрак на траве. По Мане, 1960
Завтрак на траве. По Мане, 1960
Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт.
Свои вопросы вы можете задавать на форуме по ссылке.
Пабло Пикассо