KanzOboz.ru - независимое сообщество профессионалов индустрии канцелярских и офисных товаров
 
 
О проекте Техника История Мастер-классы Обсуждения

Альфонс Муха

Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице в Южной Моравии (Чехия), в семье небогатого судебного чиновника. Его мать рано умерла, и отец всё своё внимание уделял детям. Он решил дать им самое ценное – образование. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи.

Автопортрет, 1899
Автопортрет, 1899
Юный Альфонс не проявлял склонности к наукам, ему нравилось только рисовать. А в Пражскую академию художеств его не взяли, слишком оригинален был его стиль. Альфонс работал в городском суде вместе с отцом, но своей мечты не оставлял. Он брался за любую работу хоть косвенно связанную с художеством. В местном театре он создавал афиши, приглашения и декорации. Тогда его и заметили.
В 1879 году Муха был приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену. Муха переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переехал в Париж и поступил в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Художнику пришлось забыть о серьезной живописи и заняться декоративной. Но именно на этом поприще ему вновь улыбнулась удача. Ему заказали афишу для спектакля с участием Сары Бернар. Знаменитой актрисе так понравилась его работа, что она устроила его в театр главным декоратором.
Гисмонда. Рекламный плакат для Сары Бернар, 1894
Гисмонда. Рекламный плакат для Сары Бернар, 1894
Портрет Марушки, жены художника, 1905
Портрет Марушки, жены художника, 1905
В 1895 году Муха познакомился с художниками-символистами и вошел в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи. Начиная с 1897 года, он организовывал персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом.
В 1906 году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой и одновременно принял предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910 года и считался крупнейшим художником современности.
Апофеоз истории славянства, 1926
Апофеоз истории славянства, 1926
В течение последующих восемнадцати лет после возвращения на родину из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работал над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создал эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В 1928 году Муха закончил свою «Славянскую эпопею» и подарил её Праге.
Он был так знаменит своим патриотизмом, что нацисты считали его врагом III Рейха. После очередного ареста Альфонс Муха тяжело заболел пневмонией и умер 14 июля 1939 года в Праге.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравском Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.
Свои вопросы вы можете задавать на форуме по ссылке.
Альфонс Муха