KanzOboz.ru - независимое сообщество профессионалов индустрии канцелярских и офисных товаров
 
 
О проекте Техника История Мастер-классы Обсуждения

Масляные краски (часть 1)

Классика живописи – масляные краски. Это именно тот художественный материал, с которого следует начинать расширение ассортимента в сторону материалов для творчества.

Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка.

В конце XX века рисование маслом получило широкое распространение как хобби, чему способствовало появление техник в стиле «сделай сам», как, например, техника рисования Боба Росса.

Как следует из названия, масляные краски — это краски на основе растительных масел, органических и неорганических пигментов и наполнителей. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.

Давайте подробнее рассмотрим основную палитру масляных красок:

Белила.
Белая краска чаще всего встречается в палитре любого художника, является неотъемлемой частью при создании портретов, некоторых пейзажей, натюрмортов, гризайли.
Белила в смесях делают цвета непрозрачными и более светлыми. Как известно художнику для придания выразительности работе, совсем не обязательно пользоваться белой краской, ведь все познается в сравнении, и настоящий мастер сможет подать даже охру, как самый светлый и яркий цвет, но такой отказ от белил не всегда оправдан. Можно конечно не использовать белила совсем, но надо помнить о том, что многие светлые краски на основе этих самых белил и готовятся и отказ от последних в пользу первых, возможно, не даст ожидаемого подбора тона. Итак, белила бывают:

Белила Цинковые.
Оксид цинка - ZnO
В производстве и применении с 1849 года.
По своему составу представляют собой окись цинка ZnО.
Светостойкая краска.

Цинковые белила зрительно, имеют более холодный тон и воспринимаются как чистый белый цвет, что также играет немаловажную роль в смесях.
Они полупрозрачные, что позволяет использовать их при лессировочных работах, написании тумана, дождя и т.п.
Но данные белила имеют и ряд недостатков: очень медленно сохнут в сравнении с другими красками (за это время на работу может налипнуть пыль, которую впоследствии невозможно удалить), менее укрывисты (что может являться также и плюсом), желтеют в темноте (хотя и могут восстанавливаться под воздействием света, но яркий свет может быть губителен для остальных красок, использованных в картине).
Разочарование в цинковых белилах привело меня к полному отказу от них в пользу титановых, возможно это явление временное, однако как я узнала позднее, многие знакомые художники не используют цинковые белила в своей работе, а некоторые даже не знают об их существовании.
Белила Титановые.
Двуокись титана - TiO2
Наиболее используемый современными художниками вид белил. Светостойкая, непрозрачная краска, сохнут быстрее цинковых. Практически незаменимы в живописи.
Белила свинцовые.
Ранее самый используемый вид белил, также доставлявший немало проблем совместимости с другими красками. В настоящее время (на сколько я знаю) не встречаются в продаже и не используются совсем. Причина – высокая токсичность и чрезвычайная опасность для здоровья. Поэтому и говорить о них бессмысленно.

Кадмии жёлтые.
Сернистый кадмий – CdS
Укрывистая, светостойкая краска.
Краска, достойная занять место в палитре каждого художника.
Отличается высокой чистотой и интенсивностью и даже после высыхания не меняет своего первоначального цвета.
Имеет несколько производных, таких как Кадмий жёлтый светлый, Кадмий жёлтый средний, Кадмий жёлтый тёмный.
В смесях с синими пигментами кадмии дают возможность получить гамму зеленых красивых оттенков. Рекомендуется разбавлять ореховым маслом.
В смесях с ультрамарином, краплаком фиолетовым и Ван-Диком, высветляет их.
Склонны к размыванию в стареющей пленке, в смесях кадмиевых красок с кобальтовыми, марганцевыми, волконскоитом, ультрамарином и охрой светлой.

Чернеют при смешении с красками на свинцовой основе.
Изменяют цвет в смесях с красками, содержащими окислы железа (охрой, сиеной и другими).
Совершенно бесполезны смеси со стронциановой желтой, приводят к грязновато-зеленоватому цвету.

Кадмий лимонный
Сульфид кадмия - CdS
Укрывистая краска, средней светостойкости, из-за чего имеется немало противников его использования.
В тоже время, это самый яркий оттенок желтой, имеющий при этом холодный оттенок.

Лимонный кадмий, полученный правильным способом, при достаточно высокой температуре становится более стойким, и использование его приобретает оправдание.
В таком случае его можно смешивать со всеми красками, применяемыми в настоящее время художниками.
Совершенно бесполезны смеси со стронциановой желтой, они приводят к грязновато-зеленоватому цвету.

Стронциановая желтая.
Хромовокислая соль стронция - SrCrО
Краска лимонно-желтого цвета. Укрывистая, непрозрачная краска. Относится к малосветостойким.

На свету зеленеет, меняет цвет в смеси с кобальтом синим, ультрамарином, неаполитанской желтой и свинцовыми белилами.
Благодаря появлению других красок, не является обязательной и необходимой в палитре современного художника.

Охра светлая, Охра желтая и Охра золотистая.
Гидрат окиси железа с примесью глины.
Светостойкие, полупрозрачные, относятся к лессировочным краскам.
Охра светлая имеет желтый цвет холодного тона, слабой цветовой насыщенности, охра золотистая имеет более теплый тон и землистый оттенок.
К недостаткам относится возможная неоднородность тона в корпусных мазках, вследствие длительного высыхания, а контакт с металлом может привести к небольшому позеленению красок.
Не рекомендуется смешивать с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.
В смесях с ультрамарином высветляется с изменением тона.

Смеси с марганцевыми и ультрамарином происходит изменение цвета и высветление.
Смеси с кадмиями - желтым, светлым, средним и темным, приводят к изменению цвета последних.

Сиена натуральная.
Отличается от охры большим содержанием гидрата окиси железа, кристаллизационной воды и глинистых включений.
Светостойкая, укрывистая, полупрозрачная краска.
Имеет желто-коричневый цвет.

Коричневый оттенок особенно выявляется при корпусном нанесении, в том же случае сиена темнеет. Желтизна же более заметна в тонких накрасах.
При добавлении лаков и разбавителей становится мутной.
При пастозном нанесении, из-за длительного высыхания краски, возможно образование просветов и пятен.
В смесях с ультрамарином высветляется с изменением тона.
Не рекомендуется смешивать с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а так же с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.
Смеси с кадмиями - желтым, светлым, средним и темным, приводят к изменению цвета последних.

Марс жёлтый, он же желтый прозрачный.
Гидрат окиси железа с включением минерала гидрогематита и органических веществ.
Лесировочная, быстросохнущая, светостойкая, прозрачная краска.

Имеет темно-желтый цвет, сравнимый с цветом цветочного меда, в корпусных слоях приобретает коричневый оттенок.
Дает бархатистый тон окраски.
При длительном воздействии солнечных лучей, склонна к потемнению.
Не рекомендуется смешивать земляные краски с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а также с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.

Неаполитанская желтая
По составу представляет собой соединение сурьмяной кислоты с окисью свинца.
Укрывистая, среднесветостойкая краска, медленно сохнет.
В живописи незаменима при написании оттенков тела.
Цвет краски светло-желтый с золотистым оттенком, разбеленый.
Относится к быстросохнущим краскам и ускоряет высыхание других красок.
Как указано во многих источниках, не допускает соприкосновения с железом (темнеет), поэтому непригодна для нанесения мастихинами. Однако это спорный вопрос, ведь современные мастихины изготовлены из нержавеющей стали, и не подвержены окислению.
Так же неаполитанская желтая темнеет при длительном воздействии света, сероводорода и сернистых газов.
На основе свинцовых белил:
Смеси с ультрамарином, капут-мортуумом (светлым и темным), кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто-желтой вызывает их потемнение или побурение тона.
Смеси с краплаком фиолетовым, Ван-Диком (порховским), а также с черными красками (в особенности с костью жженой) в случае их смешения в малых концентрациях, менее 1:10, вызывает резкое высветление красок.
Не следует смешивать с красками, приготовленными на органических пигментах.
В смесях с марсом коричневым темным прозрачным и марсом коричневым светлым, кобальтом фиолетовым темным, охрой темной, умброй натуральной, происходит высветление тона красок.
Все эти нарекания в адрес неаполитанской желтой возникают из-за ее состава - 95% свинцовых белил. Однако поскольку свинцовые белила больше не выпускаются современными заводами художественных красок, возникает вопрос – почему не исчезла неаполитанская желтая и на основе чего ее производят? Ответ на этот вопрос мне найти не удалось, если Вам это известно, пожалуйста, напишите мне.
Скорей всего неаполитанская желтая нашего времени не имеет в составе свинца, и мы можем спокойно применять ее в живописи.

Неаполитанская телесная.  
Светостойкая, укрывистая краска.

Неаполитанская жёлто - палевая.
Светостойкая, укрывистая краска.

Индийская жёлтая.
Прозрачная, среднесветостойкая краска, относится к лессировочным.
Заменяема золотисто желтой ЖХ, отличающейся более теплым тоном, поэтому к последней добавляют голубую ФЦ или травяную зеленую.
Современный состав и способ приготовления неизвестен.

Кадмий оранжевый.
Светостойкая, кроющая краска.

Марс оранжевый прозрачный.
Смесь гидроокиси и окиси железа.
В корпусном слое имеет красно-коричневый тон, а в лессирующем - красно-оранжевый.
В разбеле становится оранжевая.

Краска представляет собой пластичную массу, легко разносимую по поверхности холста.
Не рекомендуется смешивать земляные краски с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а также с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.

Неаполитанская розовая.
Светостойкая, укрывистая краска.

Ультрамарин розовый.
Полупрозрачная, среднесветостойкая краска, обладающая лессировочными свойствами.
Под воздействием прямых солнечных лучей теряет масляное связующее, фактура высветляется и превращается в осыпающийся порошок.

В смеси с умброй и волконскоитом происходит растрескивание накрасов.
Смесь со свинцовыми белилами, капут-мортуумом, красными кадмиевыми красками, кобальтом синим, а также с краплаками дает побурение тона красок.
С церулеумом, кобальтом зеленым, охрой, умброй, марсом и Ван-Диком, происходит небольшое высветление.
Не допускаются смеси с золотисто-желтой ЖХ и краплаками.
В смесях с железоокисными красками высветляет последние.
Смесь с земляными красками (Архангельская коричневая, Ван-Дик коричневый (порховский), Умбра натуральная и жженая, Сиена натуральная, Охры) ведет к изменению тона и высветлению.
Не рекомендуется смешивать с черными красками в малых пропорциях.


Свои вопросы вы можете задавать на форуме по ссылке.